Какая информация относится к коммерческой тайне?

Страница 1

Систему российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с коммерческой тайной, образуют правовые нормы различных отраслей права: конституционного, гражданского, уголовного и административного. Общие нормы содержит Конституция РФ. Она закрепляет и гарантирует право каждого на предпринимательскую деятельность, право на информацию, а также на защиту своих прав и свобод.

Центральные источники права, регулирующие отношения, связанные с коммерческой тайной, занимают Гражданский кодекс и Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ с изменениями от 2008 года, а также вступившая в силу с 1 января 2008 года IV часть Гражданского кодекса. Понятие коммерческой тайны отождествляется с секретом производства (ноу-хау). Федеральный закон «О коммерческой тайне» регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Когда говорят о коммерческой тайне, речь идет о конфиденциальной информации, которая позволяет ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг, т.е. получить коммерческую выгоду.

А информация, составляющая коммерческую тайну, - это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства), которая обладает следующими признаками:

· имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

· сведения получены легитимно, то есть имеют законное происхождение;

· к ней нет свободного доступа на законном основании;

· обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны в отношении нее и предприняты все меры для сохранения конфиденциальности.

Кроме того, логично, что к коммерческой тайне может быть отнесена только документированная информация, то есть зафиксированная на каком-либо материальном носителе. Идеи, замыслы, сведения и прочие данные остаются незащищенными, если они не зафиксированы в материальной форме.

В новой редакции закона «О коммерческой тайне» есть уточнение о том, что к информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Закон определяет только признаки, которыми должна обладать информация для отнесения ее к коммерческой тайне. Однако Закон содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся сведения, которые объективно должны быть открытыми и общедоступными (учредительные документы, сведения о регистрации, о работниках, о безопасности объектов).

Для того чтобы информация могла считаться коммерческой тайной, она должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Во-первых, под коммерческой ценностью понимается способность информации быть объектом рыночного оборота. Во-вторых, к коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Если же информация не представляет экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной. К коммерческой тайне относятся сведения, представляющие интерес для третьих лиц, которые могли бы получить определённую выгоду, если бы они этой информацией обладали. В-третьих, информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь потенциальную коммерческую ценность, т.е. знания и сведения, которые не используются, но могут быть использованы в будущем.

Страницы: 1 2