Банковская деятельность и государственный банковский надзор

Страница 2

При проведении анализа российского банковского права необходимо обратить внимание на определение того круга субъектов, на который распространяется банковский надзор со стороны государства в лице Банка России. Российское законодательство употребляет три термина - "банк", "кредитная организация" и "небанковская кредитная организация".

Основная обязанность органа надзора часто зафиксирована в законодательных актах, заключается в защите интересов вкладчиков банка. Однако на практике данная обязанность значительно расширена и включает контроль за надежностью и стабильностью банковской системы. В ряде стран надзор может быть нацелен на обеспечение соблюдения кредитно-денежной политики или политики в отношении обменного курса.

Высшим правом, на котором основаны полномочия большей части органов надзора, является право выдавать юридическому лицу разрешение или лицензию на осуществление банковской деятельности, а также аннулировать разрешение или лицензию. Для того чтобы удовлетворять требованиям на получение банковской лицензии и получить ее, юридические лица обязаны следовать принципам осмотрительности. В разных странах эти принципы могут различаться в деталях; они могут быть в подробностях расписаны в законодательных актах, а могут быть даны в широком толковании, что позволяет органам надзора при рассмотрении конкретной ситуации действовать по своему усмотрению. Однако следующие основные требования в отношении выдачи разрешения соблюдаются в большинстве систем надзора:

- лица, осуществляющие контроль и управление банком, должны быть честны и заслуживать доверия, иметь определенные знания и опыт;

- банк должен располагать достаточными средствами, чтобы иметь возможность противостоять риску, присущему характеру и объемам его деятельности;

- банк должен иметь достаточный уровень ликвидности для восполнения оттока денежных средств.

Несоблюдение банком различных условий и требований для получения разрешения может стать причиной отзыва лицензии контролером. Однако отзыв лицензии, по сути, являющийся остановкой деятельности, может ускорить неплатежеспособность и, таким образом, как правило, является самой последней санкцией и применяется только когда становится очевидно, что исправительные меры невозможны. В качестве менее радикальной меры и в целях исправления незначительных недостатков органы надзора обычно располагают правом издания официальных распоряжений в адрес банка с требованиями предпринять меры по усилению отдельных направлений деятельности, например, путем привлечения дополнительного капитала или усовершенствования системы внутреннего контроля. Однако применение такого рода полномочий довольно редко, и обычно надзор осуществляется в виде неофициального руководства и убеждения.

Одним из основополагающих направлений при осуществлении совещательного надзора является контроль за достаточностью капитала. В большинстве стран требования в отношении минимального размера капитала при учреждении новых банков и проверке достаточности капитала являются составной частью постоянного надзора.

Банки подвержены различным рискам. Наиболее значительный из них в смысле накопленного предыдущего опыта понесения убытков - это кредитный риск, риск непогашения заемщиком взятого кредита. В обязанности органа надзора не входит руководство кредитной политикой банков, однако он заинтересован убедиться, что банки последовательно применяют эффективные процедуры анализа кредитов. Он также стремится обеспечить адекватное распределение риска путем исполнения правил, направленных на ограничение рисков при займах физическими лицами, кредитах промышленности или коммерческим структурам или конкретным странам. Органы надзора также стремятся контролировать и ограничивать диапазон прочих банковских рисков, таких, как риск ликвидности и финансирования, риск процентной ставки и инвестиционный риск, валютный риск и забалансовый риск. Все чаще контролеры пытаются разработать системы мер, позволяющие оценить вероятность подвергнуться конкретному риску. Часто данные системы служат основой для конкретных мер контроля или ограничения по различным категориям риска.

Одним из наиболее важных показателей стабильности банка, хотя наиболее трудным для оценки, является качество активов. Следовательно, исключительно важной для органа надзора является уверенность в том, что были созданы достаточные резервы, например, в отношении безнадежной и сомнительной задолженности. В то время как правильная оценка активов входит в обязанности руководства, часто решение этого вопроса зависит от определенной точки зрения, и орган надзора стремится убедиться в том, насколько правильна данная точка зрения. Например, орган надзора может стремиться получить гарантию того, что банки правильно оценивают риск, возникающий при кредитовании стран с высоким показателем задолженности, например, путем разработки условий и требований по созданию достаточного уровня резервов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7